Худсовет не нужен - народ голосует рублем
26 февраля 2004 года
Странное, однако, явление. У татар всегда существовала песенная мода, мелодии менялись каждый год. Что же случилось? Ответ для большинства очевиден: причина - в "псевдонародном" характере конкурса "Татар жыры", мол, если бы выбирали из всего многообразия исполнителей, а не только из тех, кто работает по договору с "Барс-медиа", у нас был бы второй "Золотой граммофон", а песни стали бы... Но тут возникает заминка. Какие именно претензии выдвигаются к качеству современной эстрадной продукции?
- У меня ощущение, что исполнители вообще не понимают, что поют. Это не песни, а набор слов. Они не запоминаются, не затрагивают душу. Раньше такие композиции не допускались до эфира и их исполнители автоматически не могли продать свою аудиокассету. Все, на что имели право, - по деревням ездить с концертами. А то, что много публики собирают концерты татарских исполнителей, так причина тут только в том, что приходят люди не на концерты, а чтобы напиться в буфете, - считает журналист газеты "Татарстан яшьляре" Искандер Сираджи.
Большинство недовольных сходятся в том, что причина низкого уровня татарской эстрады - в засилии непрофессионалов. Только непонятно, кто кем не востребован: профессиональные композиторы эстрадой или она ими? Певцы куксятся, когда спрашиваешь их о сотрудничестве с профессионалами: мол, слишком дорог этот профессионализм и не современен. Композиторы и поэты-песенники в свою очередь ссылаются на недостаток времени для занятий такими "пустяками", как эстрада. А может, татарская песня, ее нынешнее состояние просто не интересны ни руководству Союза композиторов, ни консерватории? Их руководители отзываются на такие "замечания" вполне определенно: процесс эстрадного творчества давно вышел из-под чьего-либо контроля.
В этой многоголосице мнение продюсеров, то есть тех, кто занимается созданием этой самой эстрады, представляется наиболее ценным. Айрат Волков, руководитель собственной студии, который работает с татарской попсой 15 лет, утверждает, что с татарской эстрадой все обстоит очень даже неплохо, просто надо разобраться с понятиями:
- Не надо путать татарскую эстрадную и народную песню. И надо понять, что татарская эстрада от российской отличается только языком, хотя композиторы старой закалки говорят, что надо писать песни и петь в народном стиле. "Попса" - понятие безоценочное. Это то, что популярно в определенный период времени. Был момент, когда Земфира считалась крутью. Сейчас она стала популярной, то есть попсой. Да, несколько лет назад популярно было петь именно татарские народные песни. Под ними подразумевались неяркая музыка и голосочек, поющий под баян. Сейчас в норме попсовые, танцевальные мелодии.
- Ну а как же традиции татарской песни, ведь об их сохранении пекутся те, кто нелицеприятно отзывается о нашей эстраде?
- Народное пение никуда не исчезло. У него есть поклонники.
- А как по поводу аранжировок? Они действительно образца 70-х годов?
- Да, с этим можно согласиться. Причина такого отставания в развитии - давление со стороны кучки композиторов, которые постоянно кричат, что все, что создано не по Рустему Яхину, - не татарское. Но даже в этих условиях наша эстрада развивается. К примеру, если сравнивать современную эстраду с музыкой трехлетней давности, то изменения очевидны. Аранжировки стали более современные, появились новые, молодые голоса. В доперестроечное время на ТВ и радио нельзя было попасть молодежи и самодеятельной песне. Обязательно должно было быть протеже высокого человека, а автором песни следовало быть профессионалу. На самом деле зритель должен выбирать. Если ему песня не нравится, то ее он не купит никогда. Сегодня у меня есть опасения, что все станет еще хуже из-за того, что на местном телевидении возобновили худсоветы. Сделано это по одной причине: профессиональные композиторы не востребованы, не зарабатывают, у них выбита почва из-под ног. Однако надо понимать, что зритель платит рублем. И рублем доказывает он популярность того или иного исполнителя, а не худсовет.
- А вы не упрощаете? Может, худсоветы помогут отсеивать откровенную пошлость, ворованные мелодии?
- Худсовет отсеивает все, что не нравится его членам. Они за всю публику, которая слушает эстраду, решают. Вот "Курай-радио". У него достаточно демократичный подход к выбору песен для ротации. Все, что более-менее качественно и хорошо записано, они пускают в эфир. А решают, будет звучать та или иная песня или нет, слушатели, которые звонят и заказывают композиции. Так что на "Курай-радио" можно услышать что-то свежее, новое.
- Погоду делает не "Курай-радио"...
- Да, "Барс-медиа" - это достаточно мощная структура, у нее своя радиостанция. Там крутят то, что продается. Это нормальная ситуация. Но не так компания "Барс-медиа" страшна! Существуют и другие компании: "Союз", "Оскар-рекордс". В общей массе артистов - кто-то оскаровский, кто-то - мой, кто-то - Васи Пупкина.
- Отдать все в руки "народа", а кто же будет воспитывать наш вкус? Должны же быть какие-то образцы качественной музыки. Может быть, нужны фестивали?
- Для начала жюри любого фестиваля должно быть независимым. Наши татарские магнаты взяли эстраду в свои руки, и теперь они рубят сук, на котором сидят. В следующем году они это почувствуют. Потому что если человек, который пришел на концерт, чтобы услышать самое лучшее, не слышит этого, его отношение к конкурсу и исполнителям меняется на полярное. Нельзя повально вытаскивать только своих и никого кроме.
- Еще один аргумент, который объединяет под свои знамена всех противников современных инкубаторских (по определению Ильхама Шакирова) татарских певцов: нет в манере исполнения национального колорита - мон отсутствует.
- Честно говоря, я не знаю, что составляет этот мон. Это что-то, чего в руки не возьмешь и на составляющие не разложишь. Оно либо есть, либо нет. Просто времена изменились. Сейчас слушатели вынуждены разбираться в потоке музыкальной продукции. Времена, когда кассету покупали только за то, что она татарская, прошли.
Алсу МУСИНА, "Вечерняя Казань"